Зачем Зеленскому показали в Польше униженных русских послов

О как! Оказывается, президент Польши Анджей Дуда под камеры показывал посетившему Варшаву Владимиру Зеленскому знаменитую картину "Стефан Баторий под Псковом" - вот скриншот.

Напомню, что "Стефан Баторий под Псковом" великого Яна Матейко - это невероятно талантливое картина, по которой можно изучать польские национальные комплексы. Сюжет картины - русские послы Ивана Грозного на коленях умоляют польского короля Стефана Батория о мире.

Картина была впервые выставлена в 1872 году - вскоре после поражения кровопролитнейшего польского восстания в Российской империи и в столетнюю годовщину разделов Польши. Что хотел сказать художник - понятно без объяснений. Либеральная русская интеллигенция, разумеется, была счастлива и выражала всяческую солидарность со свободным духом Польши. Так, Илья Репин писал об этой картине:

"Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого её могущества и славы".

Исторические парралели очень прозрачны и не возникает вопросов - зачем не то польские, не то украинские пиарщики устроили это разглядывание старой картины под телекамеры.

Это эпизод Ливонской войны, которую, как известно, развязала тоталитарная Россия. Иван Грозный, вероломно напал, захватил множество чужих земель, населенных русскоязычным народом и вообще совершил множество преступлений.

Но потом ситуация изменилась. Сначала наступление москалей увязло, захлебнулось и фактически остановилось, а потом новый король Речи Посполитой Стефан Батория собрал силы и совершил несколько очень успешных контрнаступлений, с каждым походом отрывая от Русского царства огромные куски. В первом походе он вернул множество завоеванных русскими земель, в том числе Полоцк, из-за которого все началось. Во втором польскими стали несколько городов, никогда ранее этой стране не принадлежавших: Великие Луки, Велиж, Невель, Усвят и Заволочье. Третий поход в 1581 году был направлен на Псков - и это было решающее контрнаступление, которое должно было решить исход войны.

Именно про этот пик польского торжества и рассказывает картина.

И все бы хорошо, но, как я уже говорил, картина Матейко представляет собой не рассказ о реальных исторических событиях, а польские мечты.

Потому что в реальности не было никаких коленопреклоненных москальских послов. Более того - в реальности тот "контнаступ" разбился о русскую оборону и именно об Псков "польский военный гений" Батрий и сломал зубы, что позволило Грозному выторговать обратно все захваченные Баторием земли и завершить войну практически без территориальных потерь, на условиях довоенного "статус-кво".

"Стефан Баторий под Псковом" - это что-то вроде наших "писателей-попаданцев", в своих книгах героически спасающих СССР, нагибающих Омерику и переигрывающие все исторические эпизоды, просранные в реальности. Самолюбие тешит, но есть в этом что-то жалкое.

Так и "Стефан Баторий под Псковом". Это польская попытка пусть хоть так, на холсте, но изменить историю, излить досаду. Нарисовать коленопреклоненных русских, запечатлеть неслучившееся торжество польской гордости, пик славы Речи Посполитой. И тем самым хотя бы в живописи переиграть этот злосчастный эпизод из длинной исторической серии «почти добили москалей, но опять не удалось».

А в реальности осада Пскова Баторием - это миг нашей, а не польской славы, наше, а не польское торжество. Как красиво написал историк Николай Карамзин:

«Честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству и своего имени».

И еще пару слов про картину "Баторий под Псковом".

Будучи безумной фантазией в своей основе, в частностях она просто великолепна. Это касается как "заклепок", так и персонажей. Матейко был одним из лучших исследователей польской средневековой материальной культуры и незадолго до картины выпустил альбом "Одежда в Польше".

То же самое и с героями этого огромного полотна. Практически все фигуры являются историческими персонажами - и я не только про Батория, папского легата и знаменитого иезуита Поссевино, членов русской делегации или мужика в красном - канцлера Яна Замойского, однокашника Батория по университету в итальянской Падуе. Нет, даже про какого-нибудь "третьего слева в кепке во втором ряду" можно писать авантюрный роман.

Видите, например, этого мужика в центре с длинными усами? Это один из многочисленных православных и русскоязычных героев ВСУ Речи Посполитой.

Звали его Филон Семенович, фамилия у него была Кмита, а примерно со середины жизни - Кмита-Чернобыльский. Вторая, пугающая часть фамилии происходит от Чернобыльского замка, пожалованного ему королем Сигизмундом II Августом за многочисленные ратные подвиги. А вообще он был старостой города Орши.

Нет, формально Филон Семенович еще и смоленским воеводой был, но именно что формально - реально Смоленском владела Россия. Просто назначение чиновников на зарплате, управляющих неконтролируемыми территориями, имеет в этих местах очень давние традиции. Польские официальные структуры, "управляющие" Черниговским и Смоленским воеводствами, разогнали только после разделов Речи Посполитой.

Филон Семенович, правда, был мужик крутой и очень хотел свое виртуальное воеводство сделать реальным. Посему, во время второго контрнаступления Стефана Батория на Великие Луки Филон Кмита-Чернобыльский с 9-тысячным войском вторгся в пределы Смоленщины, но потерпел поражение в битве при Настасьино от знаменитого русского воеводы Ивана Бутурлина ,о котором тоже книгу писать можно. Причем хорошо огреб - настолько, что сам «еле пеш в лес утек».

С другой стороны - у него и в Орше забот хватало.

Он был очень активный градоначальник, живо всем интересовавшийся, целенаправленно занимавшийся сбором информации о России и Литве и имевший связи в самых высоких кругах. Филон Семенович переписывался даже с Иваном Грозным, в описи архива Посольского приказа числился, например, «лист, писал к царю и великому князю Ивану Васильевичю из Литвы Филон Кмита, староста ошмянский».

А переписка оршанского старосты с королем Польским и Великим князем Литовским и другими государственными особами уже дважды переиздавалась. Эти «листы» интересны тем, что представляют собой служебные донесения о военно-политическом положении на восточном рубеже польской границы.

В одном из этих листов, кстати, староста Орши докладывает, что его «пташки» нашептали ему, что «дей с королевства Английского привезена князю великому коруна, вельми коштована (очень дорогая)», которая «так высока, мало не локоть». За эту самую «коруну» Грозный, дескать, выложил соболей на безумную сумму в 230 тысяч рублей.

И именно это его донесение помогло историкам распутать знаменитую загадку о "третьей шапке Ивана Грозного". Но про нее я уже рассказывать не буду, это очень длинная история, о которой я писал в своей книге "Царский титул в картинках".

________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Зачем Зеленскому показали в Польше униженных русских послов

О как! Оказывается, президент Польши Анджей Дуда под камеры показывал посетившему Варшаву Владимиру Зеленскому знаменитую картину "Стефан Баторий под Псковом" - вот скриншот.

Напомню, что "Стефан Баторий под Псковом" великого Яна Матейко - это невероятно талантливое картина, по которой можно изучать польские национальные комплексы. Сюжет картины - русские послы Ивана Грозного на коленях умоляют польского короля Стефана Батория о мире.

Картина была впервые выставлена в 1872 году - вскоре после поражения кровопролитнейшего польского восстания в Российской империи и в столетнюю годовщину разделов Польши. Что хотел сказать художник - понятно без объяснений. Либеральная русская интеллигенция, разумеется, была счастлива и выражала всяческую солидарность со свободным духом Польши. Так, Илья Репин писал об этой картине:

"Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого её могущества и славы".

Исторические параллели очень прозрачны и не возникает вопросов - зачем не то польские, не то украинские пиарщики устроили это разглядывание старой картины под телекамеры.

Это эпизод Ливонской войны, которую, как известно, развязала тоталитарная Россия. Иван Грозный, вероломно напав, захватил множество чужих земель, населенных русскоязычным народом и вообще совершил множество преступлений.

Но потом ситуация изменилась. Сначала наступление москалей увязло, захлебнулось и фактически остановилось, а потом новый король Речи Посполитой Стефан Батория собрал силы и совершил несколько очень успешных контрнаступлений, с каждым походом отрывая от Русского царства огромные куски. В первом походе он вернул множество завоеванных русскими земель, в том числе Полоцк, из-за которого все началось. Во втором польскими стали несколько городов, никогда ранее этой стране не принадлежавших: Великие Луки, Велиж, Невель, Усвят и Заволочье. Третий поход в 1581 году был направлен на Псков - и это было решающее контрнаступление, которое должно было решить исход войны.

Именно про этот пик польского торжества и рассказывает картина.

И все бы хорошо, но, как я уже говорил, картина Матейко представляет собой не рассказ о реальных исторических событиях, а польские мечты.

Потому что в реальности не было никаких коленопреклоненных москальских послов. Более того - в реальности тот "контнаступ" разбился о русскую оборону и именно об Псков "польский военный гений" Батрий и сломал зубы, что позволило Грозному завершить войну вничью.

"Стефан Баторий под Псковом" - это что-то вроде наших "писателей-попаданцев", в своих книгах героически спасающих СССР, нагибающих Омерику и переигрывающих все исторические эпизоды, просранные в реальности. Самолюбие тешит, но есть в этом что-то жалкое.

Так и "Стефан Баторий под Псковом". Это польская попытка пусть хоть так, на холсте, но изменить историю, излить досаду. Нарисовать коленопреклоненных русских, запечатлеть неслучившееся торжество польской гордости, пик славы Речи Посполитой. И тем самым хотя бы в живописи переиграть этот злосчастный эпизод из длинной исторической серии «почти добили москалей, но опять не удалось».

А в реальности осада Пскова Баторием - это миг нашей, а не польской славы, наше, а не польское торжество. Как красиво написал историк Николай Карамзин:

«Честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству и своего имени».

___________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: